План профессионального самообразования
учителя биологии первой квалификационной категории МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ
Валиевой Алсу Рифовны.
Образование: высшее, Елабужский государственный педагогический институт, 2002г
Специальность по диплому: «Биология»
Квалификация по диплому: учитель биологии и основ сельского хозяйства
Квалификационная категория – первая.
Методическая тема школы:
«Создание комфортных условий для самоусовершенствования, самореализации и обеспечения качества образовательной деятельности каждого участника учебно-воспитательного процесса путем внедрения современных технологии и деятельностного подхода»
Моя тема самообразования:
Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся в условиях введения ФГОС ООО.
Сроки работы: 2017-2021 гг.
Ведущие идеи:
- личностный подход;
- успешность и преемственность обучения и воспитания;
- гуманизация отношений;
- экологическое образование и воспитание;
- практическая направленность обучения;
- дифференциация обучения
Цели:
- выявление и развитие способностей каждого ученика,
- обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя в условиях введения ФГОС ООО.
- обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.
Задачи:
- поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся,
- стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
- совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;
- улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, конкурентноспособной и ответственной за свои поступки
- использование на уроках активных метод обучения и средств коммуникаций
- повышение своего методического уровня.
Предполагаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению биологии,
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятии;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов согласно требованиям ФГОС с указанием УУД, обобщение опыта по исследуемой теме;
- подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам, турнирам, конференциям, и их успешное выступление;
- Освоение программы Presi, для создания презентаций;
Основные направления самообразования:
Профессиональное;
Психолого-педагогическое;
Методическое;
Информационно-технологическое;
Охрана здоровья;
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
|
2017- 2021
систематически
регулярно
регулярно
2019 год
Октябрь-ноябрь 2017 год
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно |
Психолого-педагогические |
содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
|
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Во время каникул |
Методические |
|
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
Систематически
Согласно плану
Согласно плану |
Информационно-технологические |
|
регулярно
регулярно
постоянно
регулярно
ежегодно
регулярно
Регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
2017-2021 г |
Охрана здоровья |
|
систематически
регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
2019
По плану
2017-2021гг
|
1 . Курсы повышения квалификации учителей биологии
2. Принять участие в семинарах, конференциях для учителей
4. Изучение литературы: 1. Величковский Б.Т, Кирпичёв В.И, Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.:Новая школа,1997. 2. Губарева Л. А. и другие -«Экология человека. Практикум» - 2003. 3.Кардашенко В.Н. и др. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков» 4.Федорова А.И., Никольская А.Н. – Практикум по экологии и охране окружающей среды Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-288с 5. Тяглова Е.В. Уроки мастерства. Исследовательская деятельность учащихся. Методология
|
Прогностический |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2017-2021 |
1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла по темам.
|
Практический |
1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. |
2017-2021 |
1.Выступление на заседании РМО по теме: 2.Открытые уроки на муниципальном уровне, республианском уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками alsu1407@mail.ru |
Обобщающий |
1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. |
2017-2021 |
|
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2017-2021 |
1. Публикация материалов на личном сайте 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
- информационных технологий на уроках
- информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся
- информационных технологий для обеспечения познавательного досуга
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.
Применяю также игровые и тестовые технологии.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Изучить литературу по данной проблеме:
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
- Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
- Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства образования и науки РТ
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ
- Приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основого общего образования»..
- СанПиН 2.4.2.2821-1- «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.
2. Учебная исследовательская работа:
- .Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
- Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ, и активных методов обучения.
- Творческое сотрудничество с учителями информатики
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей высших категории по применению инновационных технологии обучения .
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы